Hemoglobin in the human body

Hemoglobin in the human body
Picture: livestrong.com
Victoria Mamaeva
Pharmaceutical Specialist

A protein molecule called hemoglobin is very important for our body. Good health and vitality depend on its quantity in the blood.

Why its deficiency can form in the body, by what symptoms it can be determined and what to do to normalize the level of hemoglobin, we will tell in our article.

What is hemoglobin?

Hemoglobin is a protein structure molecule containing iron. It is part of erythrocytes (red blood cells). Its most important function is the transport of oxygen, that is, thanks to it, every cell in our body can breathe.

Since the respiratory function of hemoglobin is based on the chemical bond between oxygen and iron, the complete oxygenation of tissues also depends on the intake of the latter. An important place is also occupied by the so-called assistant substances, thanks to which iron is properly absorbed. These include folic acid and copper.

Hemoglobin level in the blood

Ideal hemoglobin levels vary by age and gender.

Hemoglobin
Picture: lumenlearning.com
For non-pregnant women, this figure is 120-140 grams per liter. The norm for men is 130-150 grams per liter. If a woman is “in position”, then a decrease in hemoglobin due to an increase in total blood volume is natural, and the indicator can reach up to 110 g / l.

To control hemoglobin, it would be useful to donate blood for analysis on average once a year. But if you are still far from going to the laboratory, and your health raises questions, then you should consult a doctor.

Symptoms of low hemoglobin:

  • Dizziness
  • Pain in the region of the heart
  • General weakness
  • Hypotension
  • Loss of appetite
  • Easy fatigue
  • Headaches
  • Faint
  • Unhealthy brittle nails and hair, dry skin.

Causes of low hemoglobin

This unpleasant condition can be caused by a violation of the synthesis of red blood cells, blood loss, accelerated destruction of red blood cells, malnutrition. If we look at the reasons in more detail, we will see the following.

Diet

If you adhere to a certain diet or simply inattentively compose your menu, then the body does not receive the right amount of iron from food. Then you need to replenish your diet with iron-rich foods.

Hemoglobin
Picture: verywellhealth.com

It is possible that you consume enough liver and beef, but still there is a lack of iron, then you should pay attention to vitamins. With a deficiency of vitamin C, vitamin B12, copper, folic acid, iron absorption is reduced.

Bleeding

The physical cause of low hemoglobin is acute bleeding: after surgery, childbirth, injuries, heavy menstruation. Chronic bleeding is no less dangerous: nasal, hemorrhoidal, bleeding gums, with a stomach ulcer.

Impaired absorption

The process of iron absorption occurs in the intestine and its health directly affects the level of hemoglobin in the blood. Chronic inflammatory processes of the intestine, and even helminthic invasions, can disrupt the process of iron absorption.

The immune system is a unique mechanism that allows a person to survive
The immune system is a unique mechanism that allows a person to survive

Blood diseases

Any pathology of hematopoiesis, in which the synthesis of hemoglobin from protein and iron molecules is disrupted, leads to anemia. These processes are disturbed in pathologies of the brain, malignant processes of the blood and blood vessels.

Period of pregnancy and breastfeeding

During these periods, the level of hemoglobin can decrease very sharply and to critically low levels. Therefore, iron stores should be replenished on time.

Autoimmune diseases

Organs such as the kidneys, thyroid, and pancreas are responsible for the health of red blood cells. If the functions of these organs are impaired, the life span of red blood cells can be reduced, and their faster death and subsequent destruction occur.

Chronic infectious diseases

Any inflammatory process in the body, especially chronic, can lead to a lack of hemoglobin. For example, diseases such as hepatitis, tuberculosis, pyelonephritis, salmonellosis can cause anemia.

Donation

There is an opinion that donation is good for health. This point of view has the right to exist, but often you should not participate in this event.

Lactose is a milk sugar that many people cannot digest
Lactose is a milk sugar that many people cannot digest

Stress factor

Excessive mental stress, difficulties in the family, problems at work.

The list of possible reasons is huge. And only a competent doctor should trust the search for the true source of problems with hemoglobin levels.

Foods that increase hemoglobin

If the reason for the decrease in hemoglobin levels is an incorrect diet, then we can say you are lucky. These violations are eliminated most simply and quickly.

Hemoglobin
Picture: healthifyme.com

First of all, you should pay attention to the quantity and quality of meat consumed. Juicy unfrozen beef steak is not only tasty, but also very healthy. At the same time, do not abuse the heat treatment. The longer the meat is stewed or boiled, the less necessary substances will remain in it.

Almond – a small nut with big benefits
Almond – a small nut with big benefits

Beef liver also contains a large amount of iron. Eat it as often as possible, in any form: fried, baked, boiled. The following products will help to enrich the body with iron and diversify the usual menu:

  • Dried apricots
  • Nuts
  • Oysters
  • Spinach
  • Shrimp
  • Grenades
  • Apples
  • Whole grain cereals and bread
It should be noted that there are some foods that reduce iron intake. These are beans rich in fiber (beans, green peas), foods high in gluten (wheat, rye, barley) and tannins (coffee and black tea). It is better to limit their use.
1
Content Share

Гемоглобин в организме человека

Гемоглобин в организме человека
Фото: livestrong.com
Виктория Мамаева
Специалист в области "Фармация"

Белковая молекула, под названием гемоглобин, очень важна для нашего организма. От его количества в крови зависит хорошее самочувствие и жизненная энергия.

Почему в организме может образовываться его дефицит, по каким симптомам это определить и что сделать, чтобы нормализовать уровень гемоглобина, расскажем в нашей статье.

Что такое гемоглобин?

Гемоглобин – это молекула белковой структуры, содержащая железо. Входит в состав эритроцитов (красных кровяных телец). Самой главной его функцией является транспорт кислорода, то есть благодаря ему каждая клетка нашего организма может дышать.

Так как дыхательная функция гемоглобина базируется на химической связи кислорода и железа, то от поступления последнего зависит и полноценная оксигенация тканей. Также важное место занимают так называемые вещества помощники, благодаря которым железо правильно усваивается. К ним относятся фолиевая кислота и медь.

Уровень гемоглобина в крови

Идеальные показатели содержания гемоглобина варьируют в зависимости от возраста и пола.

Hemoglobin
Фото: lumenlearning.com
Для небеременных женщин этот показатель равен 120-140 граммов в литре. Нормой для мужчин считается 130-150 граммов в литре. Если женщина «в положении», то закономерно снижение гемоглобина из-за увеличения общего объема крови, и показатель может доходить до 110 г/л.

Для контроля гемоглобина нелишним будет сдавать кровь на анализ в среднем раз в год. Но если до похода в лабораторию еще далеко, а самочувствие вызывает вопросы, то следует обратиться к врачу.

Симптомы низкого гемоглобина:

  • Головокружение
  • Боли в области сердца
  • Общая слабость
  • Артериальная гипотония
  • Потеря аппетита
  • Быстрая утомляемость
  • Головные боли
  • Обмороки
  • Нездоровая ломкость ногтей и волос, сухость кожных покровов.

Причины низкого гемоглобина

Данное неприятное состояние может быть вызвано нарушением синтеза красных кровяных клеток, потерей крови, ускоренным разрушением эритроцитов, недостаточным питанием. Если присмотреться к причинам детальнее, то увидим следующее.

Рацион питания

Если Вы придерживаетесь определенной диеты или просто невнимательно составляете свое меню, то организм не получает нужного количества железа с пищей. Тогда нужно обязательно пополнить свой рацион продуктами, богатыми железом.

Hemoglobin
Фото: verywellhealth.com

Возможно, что Вы достаточно употребляете печени и говядины, но все равно налицо недостаток железа, то стоит обратить внимание на витамины. При дефиците витамина С, витамина В12, меди, фолиевой кислоты снижается усвоение железа.

Кровопотеря

Физической причиной пониженного гемоглобина являются острые кровотечения: после перенесенных хирургических вмешательств, родов, ранений, обильных менструаций. Не менее опасны и хронические кровотечения: носовые, геморроидальные, кровоточивость десен, при язве желудка.

Нарушения всасываемости

Процесс всасывания железа происходит в кишечнике и его здоровье напрямую влияет на уровень гемоглобина в крови. Хронические воспалительные процессы кишечника, и даже глистные инвазии, могут нарушать процесс всасывания железа.

Иммунная система — уникальный механизм, позволяющий человеку выживать
Иммунная система — уникальный механизм, позволяющий человеку выживать

Болезни крови

Любые патологии кроветворения, при которых нарушается синтез гемоглобина из молекул белка и железа ведут к анемии. Данные процессы нарушаются при патологиях головного мозга, злокачественных процессах крови и сосудов.

Период беременности и грудного вскармливания

В эти периоды уровень гемоглобина может снижаться очень резко и до критически низких показателей. Поэтому, следует вовремя восполнять запасы железа.

Аутоимунные заболевания

Такие органы, как почки, щитовидная и поджелудочная железа, отвечают за здоровье эритроцитов. При нарушении функций этих органов может сокращаться продолжительность жизни красных кровяных телец, а также наступает их более скорая гибель и последующее разрушение.

Хронические инфекционные заболевания

Любой воспалительный процесс в организме, в особенности хронический, может приводить к недостатку гемоглобина. К примеру, такие заболевания как гепатит, туберкулез, пиелонефрит, сальмонеллез могут быть причиной анемии.

Донорство

Бытует мнение, что донорство полезно для здоровья. Данная точка зрения имеет право на существование, однако часто участвовать в данном мероприятии не следует.

Лактоза — молочный сахар, который не усваивается у многих людей
Лактоза — молочный сахар, который не усваивается у многих людей

Стрессовый фактор

Чрезмерные психические нагрузки, сложности в семье, проблемы на работе.

Список возможных причин огромен. И доверять поиск истинного источника проблем с уровнем гемоглобина следует лишь компетентному врачу.

Продукты, повышающие гемоглобин

Если причина снижения уровня гемоглобина – некорректный рацион питания, то можно сказать Вам повезло. Данные нарушения устраняются наиболее просто и быстро.

Hemoglobin
Фото: healthifyme.com

В первую очередь следует обратить внимание на количество и качество употребляемого мяса. Сочный стейк из незамороженной говядины – это не только вкусно, но еще и очень полезно. При этом не злоупотребляйте тепловой обработкой. Чем дольше мясо тушить или варить, тем меньше нужных веществ в нем сохранится.

Миндаль — маленький орех с большой пользой
Миндаль — маленький орех с большой пользой

Говяжья печень также содержит большое количество железа. Употребляйте ее как можно чаще, в любом виде: жареная, запечённая, отварная. Обогатить организм железом и разнообразить привычное меню помогут следующие продукты:

  • Курага
  • Орехи
  • Устрицы
  • Шпинат
  • Креветки
  • Гранаты
  • Яблоки
  • Цельнозерновые крупы и хлеб.
Следует отметить, что есть и такие продукты, которые снижают поступление железа. Это бобы, богатые клетчаткой (фасоль, зеленый горошек), продукты с высоким содержанием клейковины (пшеница, рожь, ячмень) и таннинов (кофе и черный чай). Их употребление лучше ограничить.
1
Содержание Поделиться